В центре внимания

Фермеры и банки - борьба за выживание

Фермеры и банки - борьба за выживание

Для Украины вопрос финансирования аграрного рынка всегда был актуален. В связи с обострившимся кризисом на банковском поприще, шансы на получение кредита для фермерских хозяйств стали маловероятными. Хотя, как утверждают банкиры, высокие ставки по кредитам – не единственный фактор, влияющий на возможности финансирования фермерских предприятий.

Сельское хозяйство в Украине за последние два года производит свыше 10% ВВП, а это приводит к тому, что роль его в экспорте страны стабильно увеличивается. Свыше 40% валютной выручки Украины обеспечивает агропромышленный комплекс. Как отметила исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова, при общем падении экспорта страны на 30%, снижение экспорта агропродукции в инвалюте составляет лишь 13%.

“В значительной степени это вызвано снижением цен на сырье на мировых рынках. И это лучший показатель среди всех отраслей экономики Украины. Можно сказать, что это тот уникальный случай, когда даже падение можно оценить позитивно”, – комментирует Коробкова.

Согласно просчетам Независимой Ассоциации Банков, доля плохих кредитов в аграрном секторе составляет 11% при общем показателе — 22%.

“Стоит отметить, что аграрий, вопреки расхожему мнению, весьма надежный заемщик. Конечно, я сейчас не учитываю негативные истории с несколькими холдингами, которые ранее злоупотребили привлечением “дешевого” валютного финансирования”, – отмечает исполнительный директор НАБУ.

По состоянию на первое июля 2014 года доля кредитов сельского хозяйства в общем портфеле кредитов юридических лиц составила 7,1%, а спустя два года, первого июля 2016 года данный показатель увеличился до отметки 7,3%.

Начальник управления развития продаж в агросекторе Банк Кредит Днепр, Татьяна Поплавская отметила, что банковские кредиты на сегодняшний день становятся более доступными для потенциальных клиентов в агросекторе. Единственная проблема, которую озвучила Татьяна Поплавская, – найти такого клиента.

“Бизнес научился выживать без банков”, – такими словами комментирует начальник управления развития продаж в агросекторе Банк Кредит Днепр данную проблему.

В почете маленький бизнес

27 млн гектаров из года в год земельный банк обрабатывает у всех украинских аграриев. Около 27% из общего объема обрабатываются большие агрохолдинги. Это именно те 10-20 компаний, которые вырабатывают большой объем продукции. В последствии они же (компании, – ред.) эту продукцию самостоятельно выводят на экспорт. Со слов Татьяна Поплавской, именно к таким компаниям нужно применять один подход в кредитовании.

“Есть большая прослойка клиентов, которая составляет 60% от общего земельного банка – средние, небольшие производители (клиенты)”, – отмечает она.

Такие компании обрабатывают от 500 до 50 000 тысяч гектар. Со слов Поплавской, это именно та основа, которая сейчас не предоставляет необходимой эффективности от обрабатываемой земли. На сегодняшний день массовый сегмент среди компаний – это мелкие компании.

По оценкам МинАПК в Украине работают около 40 тысяч фермерских хозяйств, 10% агрокомпаний производят 90% продукции, к тому же, в связи с прекращением специального режима по НДС с 2017 года, увеличится дефицит оборотных средств на сумму около 30 млрд грн.

Все же, несмотря на незначительное увеличение кредитов в 2016 году, для многих фермеров кредитование остается непосильно дорогим инструментом.

Банкиры выделяют два основных фактора, которые сдерживают развитие агрокредитования в стране – специфические факторы и общие.

К специфическим относятся: слабое качество финансового планирования, учета и отчетности, отсутствие достоверной статистики землепользования, отсутствие ликвидного “твердого” залога.

Общие факторы продиктованы низким уровнем защиты прав кредиторов и инвесторов, высокой стоимостью кредитов, высокими процентными ставками, которые постепенно все же имеют тренд к снижению и так далее.

Говорить о доступности кредитов в обозримом будущем не представляется возможным, а для того, чтобы в аграрном секторе оставалась возможность привлекать финансовые ресурсы на выгодных условиях, необходимо искать новые эффективные инструменты.

Перенимаем у Бразилии

Сергей Щепанский, председатель правления Агропросперис Банка, к актуальным и перспективным инструментам агрофинансирования привел в пример бразильский опыт, или как его иначе трактуют – Cedula Producto Rural (далее CPR) , это долговые обязательства, которые полностью обеспечены залогом будущего урожая и могут легко обращаться на рынке до наступления даты их исполнения. В Украине CPR назвали проще, не как иначе, как аграрные расписки.

4 года назад, а именно в 2012 году был принят закон об аграрных расписках, вступил в силу он в марте 2013 года. Летом 2013 года правительством было принято решение об утверждении Порядка ведения Реестра аграрных расписок. Уже зимой 2014 года было создано Государственное предприятие Аграрные реестры.

В том же 2014 году было принято решение, после приказа Минюста и Минагрополитики, внедрить в действие использование аграрных расписок в Украине.

В виде пилотного проекта аграрные расписки стартовали в Полтавской области. Год спустя, в сентябре 2015 года, к Полтавской области присоединились еще 3 региона – Винница, Харьков и Черкассы.

После внедрение пилотного проекта были зафиксированы недостатки от распространения аграрных расписок. К одной из таких проблем отнесли не состыковки в налоговом законодательстве. К сожалению, но Налоговый кодекс, на текущий момент, никак не регулирует данный инструмент. Второй момент – не смотря на то, что банки проявляют активность и заинтересованность в работе с аграрными расписками, Национальный банк пока еще не подтвердил финансовым учреждениям порядок формирования резервов под аграрные расписки.

НАБУ vs НБУ

В апреле месяце НАБУ подготовило письмо, конечным адресатом которого выступил НБУ. В письме ведомство просит у регулятора в рамках пилотного проекта, смягчить требования при определении размера кредитного риска по операциям с аграрными расписками.

В целом, суть проекта по аграрным распискам заключается в том, чтобы позволить банкам-участникам при кредитовании под аграрные расписки использовать низкие значения коэффициента вероятности дефолта.

По предварительным расчетам экспертов НАБУ, согласно проекту Положения есть все основания ожидать, что для заемщиков сегмента малого и среднего агробизнеса значения коэффициентов вероятности дефолта будут превышать фактический уровень дефолтов и потерь по активам таких клиентов.

В свою очередь, завышение размера кредитного риска по операциям с аграрными расписками создаст избыточное давление на капитал банков, что не позволит им полноценно работать с новым финансовым инструментом. А также ограничивать доступ аграриев к финансовым ресурсам банков.

“Таким образом, может сложиться ситуация, когда “де-юре” использование аграрных расписок будет разрешено, но “де-факто” банки не смогут широко ими пользоваться при работе с аграриями в сегменте малого и среднего бизнеса, – объясняет исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова.

По ее словам, концепция проекта предусматривает, что заемщиками могут быть малые и средние аграрные предприятия, в которых земельный банк составляет до 5 000 га, а годовой объем выручки от реализации не превышает 70 млн грн. При этом общий размер обязательства по аграрным расписками одного должника не может быть больше 15 млн грн.

Для банков максимальный размер портфеля активных операций с аграрными расписками (кредиты, учета и т.п.) не должен превышать 10% от размера регулятивного капитала.

Юлия Кузнецова

Читайте также
Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой в Facebook Поделиться ссылкой в Twitter Поделиться новостью в ЖЖ Поделиться ссылкой в Моем Мире Поделиться ссылкой в Одноклассниках

01.09.2016 13:00 | Светлана Любкина

Поиск:

Поиск по сайту
Экономические новости
Супер Идея ВКонтакте
Супер Идея в Facebook
Супер Идея в Твиттере
Супер Идея в Google+
Все права защищены © 2012-2024 Супер Идея
| XML | RSS
Любое копирование материалов с сайта sup-idea.com без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.