Цена войны. Сколько налогов потерял бюджет из-за АТО
14 апреля 2014 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов ввел в действие решение СНБО о проведении в Украине антитеррористической операции.
В тот же день Кабмин приступил к поиску ответа на, пожалуй, один из самых сложных в истории Украины вопрос: как выстроить взаимоотношения с мятежной территорией и минимизировать негативные последствия для экономики.
Поиск занял много времени. Нужные законы писались долго, с ориентировкой на политические договоренности. В первые месяцы проведения АТО правительство “гасило пожары” — регулировало межбюджетные отношения в точечном порядке.
Позже в принятые нормативные акты вносились многочисленные правки.
Расходы на оборону росли, ВВП падал. В 2014 году темпы развития украинской экономики сократились на 6,8%, в 2015 году — на 9,9%.
Впрочем, оборонный комплекс — это только часть затрат. Есть еще такие статьи расходов как восстановление инфраструктуры или выплаты переселенцам. Также госказна потеряла колоссальные средства из-за налоговых недопоступлений.
В распоряжении ЭП оказались документы, которые демонстрируют это.
Дорогие переселенцы
С началом АТО изменилась палитра социальных расходов. Появились новые виды льгот и выплат военным и переселенцам. Выплаты переселенцам — одна из самых проблемных строк расходов бюджета в социальной сфере.
В 2014 году на эти цели было направлено 360 млн грн, в 2015 году — 3,3 млрд грн. План на 2016 год — 2,8 млрд грн, из которых в январе-июне выделено 1,64 млрд грн.
Итого — 5,3 млрд грн расходов, которых в мирное время бюджет бы не понес.
В 2016 году Минфин планировал завершить финансирование переселенцев и перевести их на общую систему социального обеспечения.
Минфин ратовал за то, чтобы ограничить срок действия справки о статусе переселенца. Он бы постепенно истекал, а количество переселенцев сокращалось — они бы растворялись в других категориях льготников.
Расчет был на то, что таким образом получится сократить сумму выплат. В понимании Минфина переселенцы — одна из самых проблемных категорий населения. Упрощенный порядок получения выплат — благодатное поле для различных махинаций с ними и подтасовки реципиентов.
По мнению Минфина, официальный переход переселенцев в другие группы льготников послужил бы фильтром и, возможно, отсеял злоумышленников.
Пока этим планам не суждено сбыться. Кабмин сделал бессрочной справку внутренних перемещенных лиц. Таким образом, сократить количество переселенцев в 2016 году вряд ли удастся.
Этой категории граждан также выплачиваются средства на трудоустройство. В 2016 году они составили 8,76 млрд грн. Деньги идут из Фонда общегосударственного социального страхования на случай безработицы.
При этом Украина продолжала выплачивать пенсии. С августа 2014 года по июнь 2016 года, по данным Минфина, на пенсии жителям, которые проживали на неподконтрольных территориях, было потрачено 39,8 млрд грн.
Тем временем доходы бюджета от оккупированных регионов сокращались. С начала АТО до 1 апреля 2016 года казна не получила минимум 50 млрд грн налогов. Сейчас эта цифра наверняка на пару-тройку миллиардов больше.
Что мы теряли
Два года тому назад работающим в зоне АТО предприятиям пришлось переносить свои производства на подконтрольные Украине территории. Многие из них по объективным причинам сократили налоговые отчисления в бюджет. Некоторые, такие как “Стирол”, остановились и прекратили платить налоги.
В распоряжении ЭП оказались официальные данные о том, сколько налогов не получил госбюджет с момента начала АТО, а также какими были динамика налогового долга и темпы переезда предприятий из зоны военных действий.
Данные по налогам охватывают период с 1 июля 2014 года по 1 апреля 2016 года. Анализировала сведения ГФС. Она высчитывала недобор путем сопоставления цифр за предыдущие аналогичные периоды. По данным службы, общая сумма налогового недобора — 49,8 млрд грн. ГФС определила потери трех видов.
Первый — потери от предприятий, зарегистрированных на неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей. Они прекратили платить налоги в начале 2014 года.
Второй — недопоступления от предприятий, которые зарегистрированы на неподконтрольной территории и продолжают платить налоги в бюджет Украины.
Третий — от единого социального взноса, основного источника пополнения Пенсионного фонда.
Структура недопоступлений выглядит так.
Переехали не все
За время АТО на подконтрольных Украине территориях перерегистрировалось гораздо меньше предприятий, нежели тех, кто решил остаться.
В основном переезжали физлица. Если 1 июля 2014 года в зоне АТО их было 201 511, то в апреле 2016 года — 129 304. Количество юрлиц менялось медленнее: в июле 2014 года их было 76 тыс, сейчас — 71,7 тыс. За время АТО в мятежном регионе было ликвидировано около сотни юрлиц и свыше 1,1 тыс физлиц.
Долг у предприятий имеется практически по всем основным налогам: НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, единому взносу, налогу на землю.
Спустя два года проблемы между центром и бизнесом из оккупированных территорий остались те же. Для Минфина проблема в том, что проконтролировать корректность заявленных к уплате сумм практически невозможно.
“Предприятия могут занижать суммы, но есть и те, которые не платят вообще. Нам они сказали, что базируются там, и все пропало. Сложно понять, как на самом деле”, — объясняет собеседник из правительства.
Долгая дорога к льготам
С самого начала АТО бизнес из Луганщины и Донеччины просил центр о налоговых льготах и налоговых каникулах. В парламент были внесены соответствующие законопроекты, однако они не были приняты.
Киев шел на уступки неохотно: в сентябре 2014 года вступил в силу закон, который ввел мораторий на начисление штрафов по кредитам для физлиц, ограничил проведение проверок и упростил ряд разрешительных процедур.
Спустя два года Минфин подготовил новую порцию изменений. Соответствующий законопроект содержит ряд поправок в Налоговый кодекс. В частности, предлагается освободить компании из оккупированных территорий от уплаты местных налогов и запретить начисление некоторых штрафов.
Вместе с тем, предприятия из зоны АТО не смогут претендовать на возмещение НДС. Главная проблема таких компаний — достучаться до центра.
“Из-за разрушенной логистики бизнес несет дополнительные расходы. Нужен ремонт дороги на Харьков. Луганскую область отключили от общей энергосистемы, производства не запускаются”, — сказал председатель организации работодателей в Луганской области Борис Макаревич.
По его словам, бизнесу из оккупированных территорий нужны понятные и унифицированные правила сотрудничества с центральными органами власти.
Галина Калачова
- Кредитные карты: альтернативы для неработающих граждан
- Платформа покер-рума Pokerok - ключевой обзор популярного игрового азартного софта
- Экспертные аккаунты Discord: Новый уровень возможностей
- Работа вахтой: от скромности до карьерного успеха
- Начало ремонта в новостройке без отделки - пошаговое руководство для новичков
30.08.2016 13:00 | Светлана Любкина