Украину обходят стороной: Россия активизировала наступление на энергетическом фронте
Россия не оставляет попыток лишить Украину статуса страны-транзитера газа и предлагает Европе сразу несколько альтернатив украинской ГТС. Помимо активизации переговоров с европейскими странами по строительству газопровода Nord Stream-2, президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган решили реанимировать проект “Турецкий поток” – прокладку газопровода по дну Черного моря.
Если Россия сможет окружить Украину новыми газотранспортными магистралями, то наши минимальные потери составят около 2 млрд долларов. Но “Газпрому” вряд ли удасться преодолеть нормы европейского антимонопольного законодательства, считают эксперты. Кроме того, монопольное положение России на газовом рынке не выгодно странам Балтии и Восточной Европы.
Ставка на поток
В Санкт-Петербурге 9 августа прошли двусторонние переговоры президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана. Отношения между двумя странами, которые еще несколько месяцев назад обменивались обвинениями, начали теплеть. В прямом и переносном смысле.
Помимо возобновления туристических поездок, поставок продуктов питания Турция и Россия анонсировали “немедленные шаги” по возобновлению совместного проекта строительства газопровода “Турецкий поток”.
Соответствующее межправительственное соглашение может быть подписано уже в октябре, заверил журналистов министр энергетики РФ Александр Новак. “В рамках рабочей группы будет подготовлен и согласован проект межправительственного соглашения о строительстве, как минимум, одной нитки по дну Черного моря в Турецкую республику с возможным расширением до второй нитки”, – заявил российский чиновник.
Новак рассчитывает, что первая магистраль будет построена в 2019 году, а ее пропускная способность составит 16 млрд кубометров газа в год. Этот объем газа пойдет только для нужд Турции. А вот по второй ветке должен пойти газ для европейских потребителей. По словам Новака, ее строительство начнется «лишь после того, как Европа предоставит гарантии, что эта инфраструктура будет востребована».
“Турецкий поток”, по сути, аналог проекта газопровода “Южный поток”, от идеи строительства которого Москва была вынуждена отказаться в 2014 году. Предполагалось, что газовая магистраль пройдет по дну Черного моря, затем по территории Турции до границы с Грецией. Далее европейские страны должны были самостоятельно строить инфраструктуру, по которой российский газ уходил бы в страны ЕС.
При этом Россия настаивала, что в каждом государстве распределением газа должно заниматься совместное предприятие, в котором у российского газового монополиста “Газпром” должна быть доля в 50%. Страны ЕС на это не пошли.
Еврокомиссия отказалась от “Южного потока”, поскольку нормы европейского Третьего энергопакета запрещают одному игроку рынка совмещать деятельность по поставке и транзиту газа. “Мы понесли определенные убытки в связи с отказом европейских партнеров от реализации этого проекта (“Южный поток”, – ред.). Теперь нам одних намерений недостаточно, нам нужны абсолютно железобетонные гарантии юридического характера. Их нет”, – заявил во вторник, 9 августа, Путин после встречи с Эрдоганом.
Проект “Турецкий поток” реализуется российским “Газпромом” и турецкой Botas с 2015 года. Его стоимость Александр Новак оценивает в 14-15 млрд евро. Ранее сообщалось, что морская часть газопровода должна полностью совпадать с “Южным потоком”, а на границе Турции и Греции планировалось строительство газового хаба. Прокладывать часть газопровода по своей территории Россия намеревалась с использованием инфраструктуры, построенной под “Южный поток”.
Но в июле прошлого года “Газпром” разорвал контракт с итальянским подрядчиком – компанией Saipem, которая должна была заниматься строительством морской части “Турецкого потока” и заявил об отказе от этого проекта.
Официальную причину такого решения президент Турции Эрдоган объяснил тем, что “Газпром” так и не смог предоставить турецкой стороне скидку на газ в размере 10,25%, которая была оговорена в рамках совместной реализации проекта по строительству нового газопровода. В действительности же проект был остановлен по другой причине.
Именно тогда турецкие ВВС сбили российский Су-24, нарушивший воздушное пространство страны. После этого отношения между странами испортились. Это сейчас турецкий президент называет возобновление энергетического сотрудничества с Россией “новой вехой в истории отношений”, а тогда его риторика была прямо противоположной. “Речь не идет о том, что мы пропадем без российского газа. Я уже говорил, что помимо России мы покупаем газ у многих стран. С божьей помощью мы преодолеем проблемы”, – заявлял Эрдоган в конце прошлого года.
В Еврокомисии пока от публичных заявлений по поводу разблокирования проекта “Турецкий поток” воздерживаются. Но стоит напомнить, что в прошлом году заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович назвал планы России по строительству “Турецкого потока” в обход Украины “бессмысленными”. “Первая оценка показывает, что это не будет работать”, – заявил он на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Свою позицию Шефчович объяснял тем, что мощность нового проекта (тогда речь шла о двух ветках суммарной мощностью 32 млрд кубометров в год) значительно превышает объемы газа, которые дополнительно, помимо того газа, который поступает через Украину, нужны странам Юго-Восточной Европе. Тогда же Шефчович напомнил РФ о причинах провала “Южного потока”, а именно – о попытке монополизировать “Газпромом” поставки газа в регион.
Сомневаются в том, что Турции удасться результативно сотрудничать с Россией в газовой сфере и украинские эксперты. По словам директора Центра глобальных исследований “Стратегия XXI” Михаила Гончара, нынешние заявления о возобновлении строительства “Турецкого потока”, не более чем дипломатический реверанс Анкары в сторону Москвы. “Пока “Турецкий поток” существует в виде красивых картинок и графиков, не более. Да и с экономической точки зрения, турки не особо заинтересованы в усугублении своей энергозависимости от российского газа”, – отметил эксперт.
По его словам, в случае реализации этого плана, у турков могут возникнуть проблемы с Туркменистаном и Азербайджаном, с которыми у Анкары есть договоренность по строительству Транскаспийского трубопровода для поставок в Европу прикаспийского газа через Турцию в обход РФ. “Кроме того, могут возникнуть и внутренние проблемы. Планировалось, что часть газопровода “Турецкий поток” пойдет через Фракию, а это один из самых густонаселенных регионов Турции. Поэтому для турков важным будет вопрос, как пойдет труба – не только по морю, но и по суше”, – уточнил Гончар.
Но повод для беспокойства, что Украину обойдут с юга, все же есть. “Не стоит забывать, что и Италия, вложившаяся в закрывшийся проект “Южный поток”, и Болгария заинтересованы в возобновлении такого сотрудничества. Кроме того, Турция хочет стать южным газовым хабом, а сотрудничества с Азербайджаном, у которого очень низкая ресурсная база, для этого явно мало. Тем более, эксплуатируя уже созданную под “Южный поток” инфраструктуру, завершить первую ветку нового газопровода турки и россияне смогут довольно оперативно. И для этого не потребуется согласования с ЕС”, – считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
Инфографика: газотранспортные трубопроводы в Европу
Угроза с севера
Более серьезный удар по газовым интересам Украины Россия может нанести с севера. Речь идет о планах Москвы по расширению уже действующего магистрального газопровода “Северный поток” (Nord Stream), который проходит по дну Балтийского моря и соединяет Россию с Германией .
Переговоры по строительству третьей и четвертой веток “Северного потока” (Nord Stream 2) активизировались в июне этого года. Тогда министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что Германия поддержит проект расширения “Северного потока”, но России придется выполнить три условия: “Nord Stream 2 должен удовлетворять требованиям законодательства, не угрожать транзиту газа через территорию Украины и не ограничивать поставки газа в Восточную Европу”.
По словам финансового директора компании-оператора газопровода “Северный поток 2” Пола Коркорана, планируется, что вторая линия потока будет по протяженности аналогична “Северному потоку” (более 1,2 тыс. км), а суммарная мощность двух веток составит 55 млрд кубометров в год. Затраты на их строительство разнятся: по данным Коркорана оно обойдется в 8 млрд евро, глава “Газпрома” Алексей Миллер назвал другую стоимость – почти 10 млрд евро.
Этими планами Еврокомиссия обеспокоилась всерьез. Недавно еврокомиссар по вопросам энергетики и изменению климата Мигель Ариас Каньете заявил, что “Северный поток -2” поставит под угрозу газоснабжение Польши, а также “лишит Украину статуса транзитера”.
“У России появится преобладающая способность поставок в Европу, и произойдет уменьшение маршрутов от трех до двух. К тому же под угрозой окажется снабжение Польши. Сокращение маршрутов, конечно, не улучшит безопасность снабжения”, – заявил Каньете журналистам.
Против реализации этого проекта уже выступили Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Румыния.
Позиция стран Балтии и Восточной Европы состоит в том, что реализация проекта лишит Европу необходимости в собственной газотранспортной инфраструктуре, обеспечит “Газпрому” монопольное положение, что противоречит положениям все того же Третьего энергопакета, и все это грозит им государствам многомиллиардными убытками.
Украина, также в числе стран выступающих против “Северного потока -2”. Масла в огонь подлил спецпредставитель госдепа США по энергетике Амос Хохштайн, который накануне, в интервью изданию EurAktiv, заявил, что экономика Украины рухнет, если страна лишится статуса транзитера газа. “Вы изымаете 2 миллиарда долларов дохода из шаткой экономики Украины в тот момент, когда мировое сообщество пытается экономически поддержать Киев. Как вы от этого оправитесь? Ответ прост – никак. Экономика рухнет”, – заявил чиновник.
Качай и береги
“Проект “Северный поток-2” и сотрудничество России с Турцией по строительству газопровода – экономически необоснованные и бесперспективны. Это лишь приведет к дестабилизации ситуации на европейском энергорынке”, – заявил РБК-Украина министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.
По его словам, украинская ГТС – “надежный маршрут для поставки газа в Европу” и Украина в “состоянии обеспечить транзит в 125-130 млрд кубометров ежегодно”. Напомним, во вторник, 9 августа, Украина приняла заявку “Газпрома” по увеличению объемов транзита газа в ЕС на 20% до 275 млн кубометров в сутки. Это связано с тем, что “Северный поток” остановлен на ремонт на 9 суток.
Не молчит и НАК “Нафтогаз-Украины”. В компании уже выразили обеспокоенность намерениями “Газпрома” тратить “свои ограниченные ресурсы на экономически неоправданный “Северный поток-2” лишь для того, чтобы отказаться от уже существующего выгодного маршрута через ГТС Украины”.
Кроме того, глава компании Андрей Коболев ранее заявлял, что “Северный поток-2” – “как и троянский конь – это подарок в красивой обертке, цель которого – ослабление ЕС изнутри”. По его словам, газопровод не обеспечит Евросоюзу доступ к новым источникам газа, а наоборот, спровоцирует серьезное падение объемов газа, транспортируемого по уже существующим маршрутам.
Аналитики также уверены, что реализация газовых амбиций России не сулит Украине ничего хорошего. “Конечно, мы можем лишиться 2 млрд долларов, которые получаем от транзита. Экономику страны это не убьет, но это приведет к тому, что украинская ГТС будет работать только на обеспечение внутреннего рынка”, – отметил экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский. “Если Украина лишиться транзита, она не только лишиться финансовых поступлений, но нам еще придется адаптировать ГТС к работе на малых мощностях. А это также довольно затратные проекты”, – пояснил Михаил Гончар.
Напомним, по данным НАК “Нафтогаз-Украины”, в прошлом году “Газпром” заплатил за транзит через Украину 67 млрд кубометров около 2 млрд долларов. В 2016 году этот же объем обойдется России примерно в 6 млрд долларов, поскольку Украина повысила ставку транзита российского газа по украинской ГТС.
Несмотря на то, что украинская ГТС имеет серьезные технологические преимущества, и ЕС уже убедился в надежности украинских поставок (система мониторинга в режиме онлайн показывает сколько газа прокачивается через территорию Украины), стране уже сейчас стоит побеспокоиться о будущем своей газотранспортной инфраструктуры.
“Нужно содержать ГТС в нормальных условиях, проводить ее модернизацию. Европа будет заинтересована в сотрудничестве с нами, если мы сможем предложить экономически и технически выгодный для них маршрут поставок и в будущем”, – отметил Соколовский.
“Просто игры в энергодипломатию мало. Нужно говорить о том, что при имплементации норм Третьего энергопакета и выделения ГТС в отдельный вид бизнеса, Украина рискует оказаться в слабом положении, если будет построена еще одна линия “Северного потока”. Нужно вести дискуссию с Европой, в которой пока доминируют амбиции Германии, желающей стать главными газовыми воротами ЕС. – уверен Михаил Гончар. – Но пока “бить в набат” рано. Нужно дождаться решения Еврокомиссии по этому вопросу”.
Мария Цатурян
- Кредитные карты: альтернативы для неработающих граждан
- Платформа покер-рума Pokerok - ключевой обзор популярного игрового азартного софта
- Экспертные аккаунты Discord: Новый уровень возможностей
- Работа вахтой: от скромности до карьерного успеха
- Начало ремонта в новостройке без отделки - пошаговое руководство для новичков
11.08.2016 14:00 | Светлана Любкина