Плата за популизм: как закрыть преступникам лазейку к свободе, созданную "законом Савченко"
Распиаренный в свое время “закон Савченко” привел к прискорбным последствиям. На свободу вышли тысячи осужденных за тяжкие преступления, многие из которых успели снова засветиться в криминальной хронике. Правоохранители и часть народных депутатов бьют тревогу, но удастся ли отменить печально известный закон?
Спорная мотивация
Так называемый закон Савченко является воплощением популизма, за который всегда приходится платить. Верховная Рада приняла закон “О совершенствовании порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания” в ноябре 2015 года. Уже в конце декабря он вступил в силу. Его краткая суть: один день в следственном изоляторе засчитывается за 2 дня колонии.
Разумеется, закон Савченко к освобожденному из плена нардепу имеет опосредованное отношение. Его фактическими авторами являются народные депутаты Леонид Емец (“Народный фронт”), Андрей Кожемякин (“Батьківщина”), Иван Крулько (“Батьківщина”) и другие. Но даже формальная причастность к закону Савченко, которая тогда еще находилась в российской тюрьме, обеспечила инициативе поддержку в парламенте и в целом позитивное отношение в обществе. Хотя еще тогда многие эксперты, правоохранители и нардепы предупреждали: последствия могут быть непредсказуемыми.
На первый взгляд, мотивы авторов законопроекта благородны. Едва ли кто-то станет спорить с тем, что условия содержания подозреваемых в украинских СИЗО, мягко говоря, не соответствуют европейским стандартам.
“В СИЗО зачастую нечеловеческие условия. До сих пор есть такое явление, как “40 человек на 20 метров”. До сих пор в камерах ужасные условия. И фактически помещение даже виновных людей в такие камеры нарушает их права”, – прокомментировал народный депутат от “Народного фронта”, юрист Георгий Логвинский.
В своих выступлениях инициаторы “закона Савченко” часто апеллировали к тому, что он заставит правоохранителей быстрее проводить расследования, а не “мариновать” людей в СИЗО. Впрочем, аргумент спорный – срок пребывания в СИЗО на время следствия и так ограничен процессуальными нормами.
Освобожденные возвращаются за решетку
На том этапе в нюансы мало кто вник, и вместо реформирования пенитенциарной системы заключенных начали бесконтрольно выпускать на свободу. Прописать хотя бы исключающий круг лиц, не подпадающий под действие закона, никто отчего-то не додумался. Результат – налицо. По данным Министерства юстиции, к августу по так называемом закону Савченко были освобождены 6 596 заключенных. Из них почти 900 человек в свое время осудили за умышленное убийство, более 500 – за нанесение тяжких телесных повреждений, порядка 700 – за хранение или сбыт наркотиков и так далее.
Картинка вырисовывается отнюдь не радужная. Особенно, если посмотреть на уровень рецидива среди освобожденных. Закон действует чуть больше полугода, а 80 вышедших на свободу уже вновь за решеткой. Только по Киеву – 55 человек. Например, в апреле правоохранители задержали мужчину, который изнасиловал и убил двух женщин в Винницкой области. Оказалось, что он лишь недавно освободился по “закону Савченко”. И подобных случаев десятки. Тем не менее, сама Савченко считает закон “идеально правильным”. Правда, едва ли родственники жертв рецидивов оценят столь “последовательную” позицию.
Есть и другая сторона: вышедшие на свободу угрожают правоохранителям, которые когда-то засадили их за решетку. “От моих коллег поступает очень много такой информации. Несколько лет назад с огромным трудом они доказали виновность определенных лиц. Те получили длительные сроки. Теперь же они выходят на свободу и угрожают сотрудникам правоохранительных органов. А представьте, каково свидетелям, потерпевшим?” – отметил бывший руководитель Управления криминальной разведки Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, полковник милиции, почетный член International Police Association Валерий Кур.
Он, кстати, убежден, что за “законом Савченко” кроются не только популизм и юридическая безграмотность.
“Судя по всему, этот закон – не просто ошибка. В нем усматривается и коррупционная составляющая. Возможны комбинации. Это может быть попытка добиться освобождения определенного человека. Либо это хорошо спланированная операция по освобождению группы влиятельных людей, которые по тем или иным причинам оказались в местах лишения свободы”, – считает Кур.
Конечно, доказать это практически нереально. Но для справки: несколько “видных” личностей действительно вышли на свободу по “закону Савченко”. Например, “судья-колядник” Игорь Зварич и нардеп-убийца Виктор Лозинский.
Отмена или поправки?
Можно бесконечно долго искать ответ на вопрос “кто виноват?” Но вопрос “что делать?” и дальше игнорировать не получится. На днях нардеп от “Народного фронта” и советник министра внутренних дел Антон Геращенко выразил надежду, что в сентябре парламент поднимет вопрос отмены “закона Савченко”. Однако, судя по всему, на отмену закона в Раде особых надежд не возлагают. Речь идет максимум о внесении в него правок.
“Отменить его ни практически, ни теоретически уже невозможно. Закон проголосован, подписан президентом Петром Порошенко. Закон вступил в силу. Нужно было изначально с осторожностью подходить к этому закону. Назад дороги нет. Единственный выход – правки. Мой комитет готов их рассмотреть”, – прокомментировал “Обозревателю” народный депутат от Блока Петра Порошенко, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Валерий Пацкан.
Такого же мнения придерживаются и в другой коалиционной фракции – “Народном фронте”. Так что вероятнее всего голосов за отмену закона все же не хватит.
“Нужно решать не только проблему “закона Савченко”, а и проблему, связанную с содержанием подозреваемых. Думаю, голоса разделятся, и закон отменить не удастся. Но он обязательно будет дорабатываться. Закон, мягко говоря, не идеальный. Знаю, что Министерство юстиции уже подготовило определенные правки. Скорее всего, они будут касаться того, что под действие “закона Савченко” будет подпадать только определенная категория лиц. Либо, наоборот, будут определены исключающие категории”, – отметил Логвинский.
Например, если к исключающей категории отнесут лиц, совершивших особо тяжкие преступления, это несколько снизит градус накала и существенно облегчит жизнь правоохранителям.
Алина Купцова
- Кредитные карты: альтернативы для неработающих граждан
- Платформа покер-рума Pokerok - ключевой обзор популярного игрового азартного софта
- Экспертные аккаунты Discord: Новый уровень возможностей
- Работа вахтой: от скромности до карьерного успеха
- Начало ремонта в новостройке без отделки - пошаговое руководство для новичков
09.08.2016 13:00 | Светлана Любкина