Курсовые «плоды»: кредитные транши МВФ влияют на обесценивание гривни, - эксперт
Национальный банк Украины ожидает решения о выделении Украине очередного транша по программе EFF в июле. Общий объем средств, ожидаемых от Международного валютного фонда в 2016 году, составляет $1,7 млрд. Специалисты «Открытого аудита» решили изучить, какие последствия за последние 10 лет имело для Украины сотрудничество с фондом.
«МВФ дает стране типичную схему преодоления кризиса, который предлагает всем странам-должникам, а насколько она адаптируется в тех или иных реалиях – мало кого интересует. В качестве примера, два года назад фонд поставил перед Украиной требование: преодолеть дефицит НАК «Нафтогаза» и установить экономически обоснованные тарифы. В том, что наши чиновники под этим предлогом установили вдвое завышенные тарифы, чиновники фонда разбираться, понятно, не будут», – указывает руководитель « Открытого аудита» Максим Гольдарб.
Не афишируют наши чиновники, по его словам, и того, что с 1965 года почти половина из всех прокредитованных стран не улучшила состояния своей экономики. Более того, 32 страны стали еще беднее, чем до начала сотрудничества с Фондом, а реформирование некоторых (в частности, в Африке и Латинской Америке) вообще привело к их банкротству.
По данным «Открытого аудита», отразились кредиты МВФ и на курсе гривны. Так, начиная с 1996 и до сих пор гривна подешевела в 12,5 раза. Каждый раз это было связано с предоставлением очередного транша МВФ.
С 1996 по 1998 год мы получили $1,887 млрд кредитов для поддержки курса собственной нацвалюты и финансирования дефицита платежного баланса Украины, а курс гривны мгновенно упал с 1,75 грн до 2,60 грн.
В 1998-2001 гг. было предоставлено $0,575; падение гривны не заставило себя долго ждать, и уже в 1999 украинцы покупали доллар по 4,32 грн, а через год – по 5,48 грн. Правда, в 2001 году курс удалось несколько снизить – до 5,37 грн за доллар. Тем не менее, за этот период наша национальная валюта обесценилась вдвое (более чем на 205%), а если сравнивать с 1996 г., то на все 305%.
Что интересно, в течение пяти лет – с 2002 по 2007-й – Украина не получала кредитов от фонда, и гривна характеризовалась относительной стабильностью: мы вошли в 2008 год с курсом 5,05 грн за доллар.
Наибольший кредит на сумму более $10,5 млрд государство получило в 2008-2009 гг., Но и курсовые «плоды» не отстали – доллар прыгнул до 8,04 грн, соответственно, гривна обесценилась еще в 1,5 раза. Очередной кредитный транш – более $3 млрд в 2010-2012 гг., и курс гривны снова немного просел.
В течение 2013 г. Украина взяла тайм-аут на кредиты МВФ, и ситуация на монетарном рынке несколько стабилизировалась. Этот год был последним, который мы запомним с более или менее стабильным и уже таким недосягаемым курсом в 8 грн за доллар.
В конце апреля 2014 г. МВФ одобрил решение о предоставлении нашей стране $17 млрд – в мае 2014 г. было получено $3,2 млрд, в сентябре – еще $1,4 млрд. Далее – пожалуй, всем известная история с курсовой турбулентностью. Первые руководители страны сознательно отправили гривну в «обреченный рейс», за время которого ее стоимость снижалась до 10, 15, 20, 30 и даже 40 грн за доллар. Сейчас Нацбанк закрепил за «зеленым» почти 25 грн, но позиция национальной валюты является и в дальнейшем очень зыбкой.
«Не надо недооценивать влияние кредитов МВФ на стабильность гривни. На каждом этапе кредитования курс гривни проседал. Кроме того, что немаловажно, и о чем часто молчат чиновники: ни одной гривни не было потрачено на поддержку и модернизацию производства – деньги фонда не запускаются в реальную экономику, а ложатся в золотовалютные резервы, идут на покрытие дефицита или погашения предыдущих долгов», – указывает Гольдарб.
То есть, по его словам, мы получаем замкнутый круг: Украина берет кредиты, чтобы якобы стабилизировать национальную валюту, на самом деле получает эффект ноцебо и только ухудшает свое состояние. По состоянию на 1 ноября 2014 г. объем золотовалютных резервов нашей страны составил более $12,5 млрд, хотя месяцем ранее он достигал еще более $16 млрд. Международные резервы всего за месяц сократились на $4 млрд, часть из которых пошла на покрытие долга «Нафтогаза Украины», еще часть – на интервенции НБУ по поддержанию стабильности гривны. Результат – нулевой, потому что курс валюты тогда повысился с 13 до 16 грн за доллар, а $4 млрд золотовалютных резервов страна не досчиталась.
- Кредитные карты: альтернативы для неработающих граждан
- Платформа покер-рума Pokerok - ключевой обзор популярного игрового азартного софта
- Экспертные аккаунты Discord: Новый уровень возможностей
- Работа вахтой: от скромности до карьерного успеха
- Начало ремонта в новостройке без отделки - пошаговое руководство для новичков
13.07.2016 16:00 | Светлана Любкина