В центре внимания

Под звездой президента: как Коломойский, Григоришин и Суркисы делят энергетику

Под звездой президента: как Коломойский, Григоришин и Суркисы делят энергетику

Коллекционеры исторических сделок в сфере M&A могут сдувать пыль со своих блокнотов: группы “Приват” и “Энергетический стандарт” начали раздел совместного энергетического бизнеса. Скоро будут переделены “Полтаваоблэнерго”, “Черниговоблэнерго” и “Сумыоблэнерго”. Процесс уже стартовал.

Оформив развод, Игорь Коломойский и Константин Григоришин получат долгожданную взаимную свободу действий на грядущих приватизационных конкурсах, где государство планирует продать всю ликвидную энергетику.

Правда, эта заявка не гарантирует ни одному из бизнесменов победу: сейчас все ключевые государственные облэнерго контролируют братья Григорий и Игорь Суркисы, которых уже почти не отделяют от команды Петра Порошенко.

Uncle Ben’s

Официальные партнерские отношения в энергетике Коломойский и Григоришин оформили в начале 2010 года, подписав соглашение о перераспределении долей с Григорием и Игорем Суркисами.

По результатам той договоренности “Приват” и “Энергетический стандарт” передали братьям свои доли во “Львовоблэнерго” и “Прикарпатьеоблэнерго”. Взамен Суркисы отступили Коломойскому и Григоришину свои пакеты в “Полтаваоблэнерго”, “Черниговоблэнерго” и “Сумыоблэнерго”.

Для энергорынка эта сделка значила больше, чем простой акционерный передел. Она позволила поставить точку в бесконечных захватах зданий облэнерго, неофициальными организаторами которых называли “друзей” Григоришина.

До подписания упомянутого акционерного соглашения все перечисленные энергокомпании через менеджмент контролировала семья Суркисов, хотя у каждого из участников олигархической триады на тот момент были примерно равные пакеты акций в этих компаниях — от 20% до 30%.

Решение выделить энергетический бизнес Суркисов в отдельную ячейку оказалось удачным. Правда, родившийся в результате ситуативный союз Коломойского и Григоришина начал “генерировать” проблемы: в энергокомпаниях, которыми они совместно владели, стали возникать внутренние конфликты.

Поначалу они были мелкими и касались в основном технической части управления. Однако в последние месяцы правлению и наблюдательным советам “Полтаваоблэнерго”, “Сумыоблэнерго” и “Черниговоблэнерго” становилось все сложнее принимать важные финансовые и организационные решения.

Формально в этом виновата “сэндвич-технология”, по принципу которой были построены управляющие и контролирующие органы компаний. Она подразумевает, что на каждого топ-менеджера Коломойского Григоришин назначал свое дублирующее лицо и наоборот.

Получилось, что под любым важным документом нужна была подпись управленцев двух разнородных бизнес-групп. Такой дуализм порождал множество конфликтов. Самый жесткий из них произошел чуть больше года назад.

Тогда “приватовская” команда обвинила “Энергостандарт” в неуклюжем управлении Кременчугской ТЭЦ, которую арендует “Полтаваоблэнерго”.

Речь шла о том, что теплоцентраль не уладила вопрос долгов и, оказавшись под угрозой остановки из-за прекращения поставок топлива от “Нафтогаза”, чуть не парализовала Кременчугский НПЗ, который она снабжает паром.

О том, насколько это было неприятно и важно для Коломойского, можно судить по короткому аудиоролику из интернета, где он по телефону эмоционально требует от председателя “Нафтогаза” Андрея Коболева восстановить газоснабжение ТЭЦ.

“Нафтогаз” не подвел, но осадок остался: спор Коломойского и Григоришина вокруг Кременчугской ТЭЦ дошел до того, что они не смогли принимать дальнейшие решения. Из-за этого в конце 2015 года “Полтаваоблэнерго” подошла к черте остановки операционной деятельности.

Выход из тупика был найден только весной, когда Коломойский и Григоришин решили разделить энергетический бизнес.

Соединение прервано

Разделение произойдет в стиле 2009 года, когда оформлялся развод с Суркисами. По условиям нынешнего договора, отныне “Полтаваоблэнерго” будет единолично контролироваться группой “Приват”. А “Сумыоблэнерго” и “Черниговоблэнерго” станут территорией гегемонии “Энергетического стандарта”.

Организационная часть отделения уже выполнена. На основании соответствующих решений наблюдательных советов менеджеры Григоришина выведены из правления полтавской компании, а подчиненные Коломойского лишились аналогичных должностей в сумском и черниговском предприятиях.

Эти кадровые ротации были начаты в апреле 2016 года, а завершены 1 июня, когда правление многострадальной “Полтаваоблэнерго” удалось укомплектовать “приватовцами” Русланом Стройным и Владиславом Стриковым.

Подведенная черта под двойным управлением создала идеальную почву для того, чтобы Коломойский и Григоришин переключились на процесс корпоративного развода. Единой позиции в группах по этому поводу нет.

“Судя по всему, все к тому идет”, — сообщил ЭП один из членов правления полтавского облэнерго из “приватовской” команды.

“Будет ли корпоративный развод, пока неизвестно”, — это неофициальный ответ представителя “Энергостандарта”.

С формальной точки зрения говорить о планируемых акционерных изменениях в энергокомпаниях пока нельзя. Однако есть как минимум две причины, толкающие Коломойского и Григоришина к оперативному акционерному разделению.

Первая — группы спешат исправить нарушения уставов, допущенные при утверждении упомянутых менеджеров. Эти кадровые перестановки утверждали наблюдательные советы, которые не имели на это права.

Значит, “Привату” и “Энергостандарту” нужно как можно скорее самостоятельно провести собрания акционеров и избавить новые фигуры от приставок “врио”.

Вторая — корпоративный “развод” избавит группы от одного из самых тяжелых условий упомянутого акционерного соглашения-2010: взаимного обязательства о наращивании долей в совместных компаниях только с согласия партнера.

Эта свобода действий им как нельзя кстати: в 2016 году ФГИ планирует продать созвездие облэнерго, в котором у “Привата” и “Энергостандарта” есть минимум две совместных компании — запорожское и тернопольское облэнерго.

Однако у соискателей есть одна общая проблема: сейчас все эти госкомпании менеджируются представителями сразу двух лагерей вездесущих Суркисов.

Первый — управляющая компания “Укрэнергоконсалтинг” Александра Сагуры, услугами которой братья пользуются уже около 20 лет.

Второй — группа компаний “Энергомережа” Дмитрия Крючкова, которая была привлечена Суркисами только в 2015 году.

Хотя Сагура и Крючков подчиняются напрямую владельцам ФК “Динамо” (Киев), между ними существует острый конфликт. Одни объясняют это банальной конкуренцией, другие — кардинально разными подходами к управлению.

За полтора года работы “Энергомережа” с помощью жонглирования переуступкой дебиторской задолженности “Запорожьеоблэнерго”, “Харьковоблэнерго” и “Черкассыоблэнерго” вывела из этих предприятий 1,5 млрд грн.

Активность менеджеров Крючкова стала столь высокой, что привлекла внимание НАБУ. Под давлением этого обстоятельства были проведены перестановки топ-менеджеров облэнерго. Весной 2016 года запорожская энергокомпания уволила главу Игоря Корниленкова и восстановила в должности Юрия Лисняка.

Хрупкое! Не бросать

По данным источников ЭП, сейчас усилия братьев Суркисов сосредоточены на подготовке государственных энергокомпаний к приватизации.

Перед ними стоит одна ключевая задача: содействовать тому, чтобы ФГИ продал “облэнерго” до введения RAB-регулирования — системы тарифообразования, при которой резко возрастает ликвидность, а вместе с ней и стоимость предприятия.

Для этого государственные облэнерго начали срывать расчеты за электроэнергию и полное выполнение инвестпрограмм, создавая формальный повод для НКРЭКУ откладывать их перевод на RAB-тарифы.

Собеседники издания допускают, что Суркисы могут стараться не только для себя. По данным источников, “динамовцев” интересует выкуп госдолей только в “Запорожьеоблэнерго” и “Тернопольоблэнерго”.

Остальные энергокомпании могут перейти под корпоративный контроль их нынешних ситуативных партнеров — группы Петра Порошенко, представленной на энергорынке Игорем Кононенко и управляющим директором ICU (Инвестиционный капитал Украина) Макаром Пасенюком.

В начале 2015 года ICU, которая является финансовым консультантом Порошенко, купила 24,99% акций “Винницаоблэнерго”. Для кого? Неизвестно. Если обладатель этого пакета увеличит свою долю до 25%+1 акция, у него будет блокирующий пакет. Тогда он сможет блокировать решения совета директоров.

В ICU заверили, что покупка 24,99% акций “Винницаоблэнерго” является портфельной инвестицией.

“Конечным покупателем 24,99% акций является их закрытый недиверсифицированный паевой инвестиционный фонд “Инвестиционный капитал – Фонд акций”, которым управляет КУА “Инвестиционный капитал Украина”, – заявили в пресс-службе.

Дмитрий Рясной

Читайте также
Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой в Facebook Поделиться ссылкой в Twitter Поделиться новостью в ЖЖ Поделиться ссылкой в Моем Мире Поделиться ссылкой в Одноклассниках

07.07.2016 16:00 | Светлана Любкина

Поиск:

Поиск по сайту
Экономические новости
Супер Идея ВКонтакте
Супер Идея в Facebook
Супер Идея в Твиттере
Супер Идея в Google+
Все права защищены © 2012-2024 Супер Идея
| XML | RSS
Любое копирование материалов с сайта sup-idea.com без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.